Приоритетные направления реформ в судебно-правовой сфере Республики Узбекистан

За последние шесть лет Президентом Республики Узбекистан принято более 50 указов и постановлений, касающихся судебно-правовой сферы. Необходимо отметить, что осуществляемые в стране судебно-правовые реформы наряду с обеспечением независимости судебной власти, открытости и прозрачности судов, предоставили возможность усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

Законодательство Республики Узбекистан за прошедшие годы претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование его норм, имплементацию международных стандартов с учетом передового зарубежного опыта.

В качестве приоритетных направлений реформ определены формирование эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, обеспечение своевременного и полного исполнения судебных актов и актов иных органов, повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к правосудию.

Необходимо отметить, что в целях качественной реализации задач по совершенствованию и реформированию судебной системы, главой государства были приняты указы о дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов, на основании которых утверждены Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023-2026 годы и Программа действий по ее реализации; реформирован порядок пересмотра судебных решений вышестоящими судами; приняты меры по усилению независимости судов 
и обеспечению неприкосновенности судей путем установления проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права судей, исключительно на основании санкции Генерального прокурора; внедрены новые механизмы, направленные на полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон на всех стадиях судопроизводства; определены целевые задачи по достижению гендерного равенства.

В нашей стране вопросы защиты прав женщин, реализации их возможностей и потенциала стали одними из приоритетных направлений государственной политики. В судебной системе им также уделяется особое внимание.  В частности, согласно Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года планируется увеличение доли женщин-судей до 30 процентов.

На сегодняшний день количество женщин-судей составляет 15 процентов, при этом относительно Верховного суда этот показатель равен 20 процентам. Увеличение доли женщин в судебном корпусе страны, несомненно, направлено на обеспечение социальной справедливости в обществе. 

Ни для кого не секрет, что в мире набирают актуальность процессы цифровизации судебной системы. Это является залогом ее транспарентности, прозрачности и, как следствие, доступности правосудия и повышения доверия населения к органам судебной власти.

В связи с этим важно подчеркнуть, что одной из приоритетных задач обеспечения правосудия в нашей стране определена полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

В настоящее время Верховным судом ведется работа над проектом нормативно-правового акта об образовании «Цифрового суда», посредством которого будет осуществлен полный отказ от бумажного документооборота, а также внедрением системы прогнозирования исхода судебных разбирательств. 

Кроме того, для повышения уровня юридической грамотности населения будет создан виртуальный консультант (цифровой помощник), который будет предоставлять гражданам базовую юридическую информацию и поможет сориентироваться в правовых вопросах.

Таким образом, проводимая работа по внедрению современных информационно-коммуникационных решений направлена в первую очередь на повышение уровня открытости, прозрачности и доступности судебной системы для населения. 

Народ Узбекистана хорошо знает и высоко ценит то, что за годы независимости Конституция стала прочной правовой основой всех наших достижений.

Страна как участник международных отношений приняла на себя обязательства по выполнению норм Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, обеспечению принципа презумпции невиновности, фундаментальных прав и свобод подсудимых и осужденных.

Перечисленные выше международные нормы имплементированы в национальное законодательство и закреплены в новой редакции Конституции. Обеспечиваются конституционные основания безусловного соблюдения прав подозреваемого и иных лиц при задержании, а также принципа презумпции невиновности. Именно поэтому с уверенностью можно сказать, что Основной закон нашей страны является правовым фундаментом настоящего и будущего Узбекистана.

В данном контексте хотелось бы отметить, что приоритетная роль в этом направлении отведена последовательному реформированию судебно-правовой системы, что и было отмечено главой нашего государства в ходе 78-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, состоявшейся 19 сентября 2023 года в Нью-Йорке.

В частности, Президент акцентировал внимание на том, что наше государство уверенно идет по пути масштабных реформ. Эти преобразования направлены на укрепление демократических принципов и справедливости, в основе которых лежит благородная идея «Во имя чести и достоинства человека». 

В качестве правовой базы конституционных норм Президентом страны утверждена долгосрочная Стратегия «Узбекистан – 2030». Она разработана с учетом опыта, накопленного в ходе реализации предыдущей Стратегии развития Нового Узбекистана, а также результатов общественного обсуждения. 

В этом документе особое внимание уделяется обеспечению верховенства закона и независимости судебной системы. Укрепление законности и справедливого правосудия провозглашается одной из ключевых целей Нового Узбекистана, где суды и законы должны стать реальными гарантами защиты прав граждан и бизнеса.

В связи с этим в 2023 году были приняты законы о внесении изменений и дополнений в процессуальные кодексы, предусматривающие совершенствование порядка проверки законности и обоснованности судебных решений, искореняющие с 1 января 2024 года чрезмерную централизацию пересмотра судебных дел. 

В частности, введены инстанции по рассмотрению дел в ревизионном порядке с возложением на каждую из них обязанности по вынесению окончательного решения без права отправления дела на новое рассмотрение в суд нижестоящей инстанции. Это позволило обеспечить принятие законных и справедливых решений без лишних волокит. 

Помимо этого, данная стратегия предусматривает мобилизацию всех ресурсов для установления эффективного судебного контроля над деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также доступности правосудия. Одной из новаций является введение с 1 января 2025 года института следственного судьи, в полномочия которого входят процессуальные действия по уголовным делам на стадии предварительного следствия, а именно рассмотрение санкций на заключение под стражу, домашний арест, обыск, прослушивание телефона и другие, что дает возможность осуществлять судебный контроль над следствием на предмет неприкосновенности прав и свобод человека. 

В Узбекистане осуществляются масштабные и динамичные демократические реформы, эффективность которых определяется четырьмя важнейшими факторами, такими как обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала, формирование сильных демократических институтов.

Выступление Президента страны 5 марта текущего года на заседании Национального совета по противодействию коррупции стало важной вехой в реформировании антикоррупционной политики. На нем, в частности, были отмечены важность постоянной работы по предотвращению коррупционных рисков в судебной системе, а также необходимость повышения качества и эффективности правосудия. Отдельно подчеркивалось, что любое вмешательство в деятельность судов будет рассматриваться как посягательство на правосудие и повлечет за собой строгие меры ответственности.

Кроме этого, указано на необходимость создания эффективной законодательной базы для борьбы с киберкоррупцией – стратегически важного инструмента для обеспечения прозрачности и законности в цифровую эпоху. Своевременное реагирование на вызовы времени позволит выстроить эффективную систему защиты от коррупции и обеспечить стабильное развитие страны.

В Новом Узбекистане демократические реформы обретают необратимый характер, и мы поставили перед собой большие цели и задачи в области совершенствования правосудия в рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд».

Икром МУСЛИМОВ, 
первый заместитель председателя 
Верховного суда Республики Узбекистан.

УзА

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech