Обсужден Закон, направленный на совершенствование системы исполнения судебных актов и актов иных органов

21 апреля текущего года состоялось заседание Комитета Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции.

В нем приняли участие сенаторы, председатели постоянных комиссий местных Кенгашей, члены Молодежного парламента, эксперты, инициаторы закона, представители заинтересованных министерств и ведомств, а также средств массовой информации.

На заседании предварительно рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы исполнения судебных актов и актов иных органов».

Сенаторы отметили, что сегодня существует ряд проблем, связанных с исполнением судебных актов и актов иных органов.

В частности, в связи с тем, что при формировании исполнительного документа судом не вводится персональный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ) или идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) юридического лица, отсутствует возможность формирования исполнительных документов в электронном виде, автоматического распределения и передачи денежных средств по ним взыскателю без вмешательства государственного исполнителя.

В Законе «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» не установлен минимальный размер гарантированного дохода, на который не может быть обращено взыскание по задолженностям граждан.

Отсутствие у государственных исполнителей права на использование мобильных средств видеонаблюдения при совершении исполнительных действий приводит к неблагоприятным ситуациям.

Несоразмерны административные наказания, применяемые к должностным лицам за нарушение законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов, по отношению к совершенному деянию.

В целях устранения вышеуказанных обстоятельств был разработан данный Закон.

В частности, в Закон «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» предусматривается внесение изменений и дополнений, устанавливающих:

– указание в исполнительном документе персонального идентификационного номера взыскателя – физического лица и идентификационного номера налогоплательщика взыскателя – юридического лица;

– направление постановлений и иных актов, принятых в рамках исполнительного производства, физическим лицам, участвующим в исполнительном производстве, через их персональный кабинет
на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, а также юридическим лицам через персональный кабинет налогоплательщика;

– учет денежных средств в размере половины минимального размера оплаты труда, на которые взыскание не обращается при определении размера денежных средств, подлежащих взысканию с денежных средств должников – физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

– использование средств мобильного видеонаблюдения в соответствии с законодательством при осуществлении исполнительных действий государственного исполнителя.

Также вносятся изменения и дополнения в Гражданский процессуальный и Экономический процессуальный кодексы и в Кодекс об административных правонарушениях. Так, предусматривается, что исполнительный лист, выдаваемый на основании судебного акта, оформляется с использованием электронной цифровой подписи судьи и подтверждается QR-кодом. При этом по ходатайству взыскателя он может быть выдан в бумажной форме с заверением печатью суда. Исполнительный лист направляется взыскателям – физическим лицам в виде электронного документа через их персональный кабинет на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, а взыскателям – юридическим лицам через персональный кабинет налогоплательщика, если у взыскателя – физического лица отсутствует персональный кабинет, исполнительный лист выдается ему в бумажной форме.

Еще один немаловажный аспект. Статьей 1982 Кодекса об административной ответственности предусматривается увеличение размеров штрафов за нарушение законодательства об исполнении отдельных видов судебных актов и актов иных органов.

Сенаторы особо отметили, что принятие данного Закона служит надежной защите прав и законных интересов граждан, общества и государства, снижению человеческого фактора при исполнении судебных актов и актов иных органов, дальнейшему совершенствованию системы принудительного исполнения.

По рассмотренным вопросам приняты соответствующие решения Комитета.

 Сенат Олий Мажлиса
Республика Узбекистан

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech